Суббота, 20.04.2024, 06:57
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
информация

ГОД ПЕДАГОГА
Анкета
МОЯ ШКОЛА
ДО
НАВИГАТОРЫ ДЕТСТВА
ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ
Экология
Портал обр.услуг
Приём в 1 класс
ВОСПИТАНИЕ
МОиН РФ
госуслуги
Внимание - дети!
Персональны данные
РДШ
ЧВВАКУШ
ППО ОУ 75
Поиск
Статистика

Музей бывших малолетних узников фашистских концлагерей


В 2000 году в мае по предложению председателя городской общественной организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей Царьковой А.И. в школе был открыт музей «Детство обожженное войной».


Обелиск, посвященный малолетним узникам фашизма установлен в Ленинском районе Челябинска, на территории школы № 75. Эскиз этой скульптуры создали сами ученики — пробивающийся росток, опутанный колючей проволокой.
Именно в этой школе в 2000 году был создан музей, в котором собирают экспонаты, призванные сохранить память о страшном времени, когда работал бездушный «конвейер смерти», а у людей вместо имен были номера.
Концентрационные лагеря появились на территории Германии почти сразу же после прихода фашистов к власти и первоначально предназначались для противников режима. Но затем, по мере продвижения нацистской армии по Европе, лагеря появлялись и на оккупированной территории. По данным архивов, в годы войны работало 14 тысяч концентрационных лагерей, в которых содержалось более 18 миллионов человек. Из них 11 миллионов были уничтожены.
В лагерях содержались не только военнопленные, сюда отправляли и стариков, и детей. Особую роль играли «фабрики смерти» в реализации идеи полного уничтожения евреев.
Более 200 тысяч детей из разных республик Советского Союза оказались за колючей проволокой. Они работали на предприятиях, были донорами крови для военных госпиталей. До конца войны дожили немногие, а после, к сожалению, в Советском Союзе их ждала жизнь с клеймом «лиц, бывших в плену». Вплоть до перестроечных времен они не получали никаких льгот и были практически забыты.

Только в 1992 году бывшие узники концентрационных лагерей по указу президента получили статус ветеранов Великой Отечественной войны. Тогда же во многих городах (в том числе и в Челябинске) возникли общественные организации, объединившие тех, кто испытал ужас «конвейера смерти».
Сегодня члены этой ассоциации в рядах этой ассоциации продолжают рассказывать о своей нелегкой судьбе на встречах с молодыми людьми. В прошлом году они передали в областной архив материалы выставки «Эстафета детей войны — детям мира», подготовленной на основе исторических документов и фотографий.

11 апреля во всем мире отмечается памятная дата — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. День Памяти в школе № 75.
Цель работы музея:

  • С помощью музейно-педагогических средств в рамках единой воспитательно-образовательной системы школы создать условия для всесторонне развитой мобильной личности, стремящейся к освоению нравственных и культурно-исторических ценностей своего народа.
  • Формирование нравственных ценностей (Родина, семья, труд, коллектив), посредством различных форм и методов музейно-педагогической работы.

 

  • Воспитание патриотизма на примере судеб узников фашизма, людей старшего поколения. воспитание музейной культуры и бережного отношения к историческим памятникам как части общей культуры человека.
  • Проведение историко-просветительской работы среди учащихся школы и населения; участие в сохранности и изучении материалов по тематике музея.
  • Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

Основные направления деятельности музея:

  • Работа с музейным фондом ( выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
  • Поисковая, научно-исследовательская работа.
  • Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.
  • Развитие сетевого взаимодействия.
  • Организационная ( оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая  деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).

Приоритетные направления:

  • Сбор материалов о бывших малолетних узниках фашистских концлагерей, живущих в городе Челябинске и Челябинской области;
  • Исследование и изучение материалов о жизни детей в условиях концлагерей, о дальнейшей судьбе малолетних узников.

За годы работы школьного музея советом музея, в состав которого входят учащиеся 6-11 классов, учителя школы, ветераны, было проведено более 500 экскурсий.


В настоящее время музей насчитывает 900 экспонатов: архивные справки, фотоматериалы, документы, книги, диарамы.
В нем представлены следующие разделы экспозиций:

  •  Казематы смерти
  • «Мужчины мучили детей»
  • Преступные цели – преступные средства
  • Фабрика смерти
  • Труд заключенных
  • Судьбы бывших узников
  • Торжество жизни
  • История Челябинской организации БМУ

По материалам музея учащимися школы создано более 20 творческих работ, 9 из которых – лауреаты районных, городских и областных конференций.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Автор работы: Баландаева Виктория, ученица 8 Г класса МБОУ «СОШ №75 г.Челябинска»

Руководитель:Терехова Полина Геннадьевна, учитель истории МБОУ «СОШ №75 г. Челябинска»

Номинация: творческий проект (альбом) #отечество74 #отечествочелябинск


В рамках деятельности   школьного музея (Музей бывших малолетних узников) была организована встреча с Лианой Исааковной Рабинович. Она с родителями и бабушкой проживала в Орше. Город 16 июля 1941 года был оккупирован немецкими войсками, Лиане Исааковне на тот момент было 4 года. Большую опасность представляло то, что отец Лианы Исааковны был евреем, он не успел отправить семью из города и ушел на фронт, где погиб. Выжить семье с ребенком еврейской крови было сложно. Она могла стать жертвой Холокоста. Слово «холокост» от греческого «всесожжение» - это массовое уничтожение людей в период существования нацистской Германии. В первую очередь, Холокост относится к геноциду еврейского народа.


Из воспоминаний Лианы Исааковны Рабинович:
— Помню первые ночные бомбежки. Стекла в комнате вылетели. Мама схватила меня в одной простынке, выбежала в коридор. В темноте выход на улицу найти трудно. Наконец выбравшись на улицу, добежали до погреба во дворе общежития. В укрытии просидели до утра. А в погребе холодно, и мама побежала за одеялом. Комендант ругается: «Ты что делаешь? Кругом пули свистят». Но мама в молодости была отчаянная.
Не все немцы были жестоки или несправедливы, многие понимали, что война – это несправедливость, трагедия. К ним приходил старый немец, который однажды показал на паука и скала: «Гитлер». Но мая мама (Анна Рабинович)  относилась к нему с недоверием, боялась провокации.
Населению требовалось встать на учет, иначе работу было не получить. А работа давала не только возможность получать хоть какую-то продовольствие, но была обязательна. Население было обязано трудиться на благо Германии. За уклонение от работы можно было лишиться жизни.
Однако моя мама не могла встать на учет с фамилией Рабинович, одно это могло погубить всю семью!  Как только мы узнали, что немцы в городе, мама спрятала свой паспорт в стеклянную банку и закопала ее в землю. Все фото отца сожгли, после войны, каким-то чудом, сохранилась единственная карточка…. В паспортной службе Анна Рабинович заявила об утере документа. Представила метрики -свидетельство  о рождении - на свою девичью фамилию - Долинина.  Начальником паспортного стола был сотрудник  института, в котором родители работали до войны. Человек этот отлично знал и маму и отца. «Какая же ты Долинина, ты — Рабинович», — и не дал разрешения на получение паспорта. На что мама ответила: «А ты разве не знаешь, что у нас в Советском Союзе можно было выходить замуж за кого угодно: за татарина, китайца, еврея?».  Потребовалась виза немецкого офицера, который брал читать у мамы книги.  Немец поразился тому, как мама свободно говорит по-немецки и насколько хорошо она знает немецкую поэзию, и сделал документы. Так книги, неожиданным образом, помогли получить  немецкие документы на фамилию  Долининых. Мама смогла устроиться на работу уборщицей. Расплачивались хлебом, при разрезе из него сыпались опилки, такой хлеб пекли для населения… Хозяйка, у которой жили на квартире, каждый раз прибегала с расчётом получить часть хлеба и, конечно, с ней делились.

Жили в постоянном страхе. Постоянно меняли место жительства, мама меняла работу. Мама устроилась перебирать картошку в подвале, расчет – картошкой. Работа была тяжелая, целый день, а мы прятались с бабушкой

 Как-то пришлось жить в брошенном домике на краю города возле кладбища, –Бывшая хозяйка держала в доме козу, поэтому был оставлен земляной квадрат в углу комнаты. По ночам на кладбище слышалась стрельба: были расстрелы. В низкое окошко можно было увидеть тяжелые солдатские сапоги. Бабушка и мама за меня боялись. В домах часто делали облавы, проверяли документы, не скрывал ли кто евреев. Меня  прятали  в подпол.

Заместителем бургомистра был русский немец преклонного возраста по фамилии Горн. Он имел жену и дочь с ребенком, в Перми. Внучка по возрасту была как Лиана. Среди знакомых шли разговоры: «Как жалко девочку у Анны Ивановны, расстреляют». И Горн распустил слух, что она, как говорили раньше, «незаконнорожденная», не еврейка. В дальнейшем выяснилось, что Горн был связан с партизанами и работал на русских, он позднее был расстрелян немцами.


Рабочие паспорта/пропуск (Arbeitsauweis).

Arbeitsausweis -  немецкий пропуск/рабочий паспорт. На оккупированных территориях он был необходим. Немецкая администрация, выдавая эти пропуска вела учет населения. Без этого него нельзя было устроиться на работу и получать продовольствие. Выдавали Arbeitsausweis по советским документам, так было легче отследить, например, евреев. Первое время, в Орше, ходила отмечаться только бабушка.
 


Концентрационные лагеря (кратко – концлагеря)  – места массового заключения и уничтожения властями гитлеровской Германии гражданских лиц по политическим или расовым соображениям. Лагеря стали страшным орудием Холокоста. Во время наступления наших войск немцы решили отправить в концлагеря большую часть населения Орши, чтобы гражданское население не устраивало диверсий, не оказало помощи наступлению Красной армии.Так был создан лагерь Алитус. Людей распределяли по 20 человек в небольшие фанерные будки. Из одежды - роба в полоску, из постели – стружки и одеяло. Спали кружком. Будили ударами в стенки. Кормили только с утра. Давали кружку кипятка и кусочек хлеба с опилками. И это на весь день! После такого «завтрака» людей отправляли рыть окопы и траншеи. Ежедневно умирали от 30 до 50 человек. Всего здесь погибло более 35 тысяч человек. Наша героиня -  Лиана Исааковна вместе со своей бабушкой и мамой оказались в числе тех, несчастных, кого отправили в этот лагерь.

 

Из воспоминаний Лианы Исааковны Рабинович:

- Дело в том, что лагере Алитус началась эпидемия тифа, и администрация решила часть узников отправить в другое место. Нас погрузили в товарные Вагоны и куда-то повезли. Когда наступила ночь, поезд неожиданно остановился, двери открыли и нас оставили. Почему нас оставили в живых, отпустили? Неизвестно, наверное, это и есть чудо...


Из воспоминаний Лианы Исааковны Рабинович:

— Мама с подругой Катей шли пешком до Вильнюса и устроились там работать в немецкий госпиталь на кухню чистить картошку. Напротив госпиталя (бывшая школа) в частном доме жила с мужем женщина, полячка, тоже кухонный работник. У них была нежилая комната с полузаколоченными окнами, туда мы и переселились тайно. Хозяева не выдавали, молчали о том, что у них сбежавшие от немцев.
— Секретарь  госпиталя подсказала маме, что обратиться по поводу трудоустройства лучше к одному «доброму немцу». Он хорошо говорил по-русски, был доброжелателен. Принял маму на работу, дал разрешение на прописку.</em></p>
— Рядом с нашим домом был итальянский госпиталь. Я ходила на кухню этого госпиталя с чайником — за супом. Смуглые белозубые итальянцы улыбались мне: «Пиккало бамбина! Ту волио манжере?» («Маленькая девочка, ты хочешь кушать?») А маму (у нее был сильный, красивый голос) просили петь: «Ани, контарэ «Марсельеза».


Из воспоминаний Лианы Исааковны Рабинович:

— Помню радость от первой встречи с нашими бойцами. Один из солдат подарил мне блокнот. Я долго его берегла. А мама по этому поводу написала стихотворение.

Мне вспомнилась сегодня                             Я всегда живым его считаю

Литовская столица,                                       Не забыть мне никогда его лица,

Мне вспоминался город в огне:                     Я всегда, везде его узнаю,

Отблеск пожаров, утомлённые лица,            Хотя похож на каждого бойца.

И русский боец, подошедший ко мне.                   Наконец меня спросил он,

Он пожал мне руку крепко                                       Не умею ль я писать,

Грудь в наградах, глаз не отвести                           И блокнот мне подарил он,

«Здравствуй, детка, бил я метко                              Попросил письмо прислать.

Немцев, чтоб тебя спасти»                                       Улыбнувшись, я «спасибо»

Русский говор странно слышать                             Повторяла много раз

Было для моих ушей,                                                 И куда писать спросила

За три года я отвыкла                                                 Не сводивши с бойца глаз.

От таких речей.                                                           «Адрес спрашиваешь, дочка?

            Русские! По-русски говорили!                              Адрес? (встал он, словно исполин)                                                                       

Русские! По-русски немцев били!                          Отвечаю тебе точно:

Нашу землю, наконец, освободили,                      Адрес мой – Берлин!»

От фашистской нечисти и гнили.                            Блокнот бойца я сохранила,

Познакомившись поближе,                                      В нём осталось два листочка:

Он спросил, мне сколько лет,                                  На одном – Берлин и точка,

Как зовут, и где мой папа,                                          А фамилию забыла.

Сладких мне даёт конфет.                                         А сегодня за обедом,

«Где мой папа? Уж три года я не знаю.                 Вспомнив, наконец,

Первым он пошёл на бой.                                           Что фамилию «Победа»

Точно я в Москве узнаю,                                            Мне сказал тогда боец.

Как поеду на Урал, домой»                                      1944г., г.Юрюзань

                                                                                         Рабинович (Долинина) Анна Ивановна

 


Семейные фото Лианы Исааковны  #отечествочелябинск  #отечество74
 

 


Ежегодно в школе проводятся встречи с  бывшими узниками, ветеранами войны и труда, конференции, уроки мужества, тематические уроки по истории.

 


В 2007 году музей школы «Детство обожженное войной» награжден памятной юбилейной медалью «50 лет общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы.